В России растет поддержка университетских стартапов

Российские университетские стартапы за два года получили частные инвестиции в размере более 1,3 млрд рублей. Такие данные со ссылкой на Минобрнауки привела управляющий директор по направлению биологических и медицинских технологий Фонда «Сколково» Камила Зарубина в ходе панельной дискуссии «Наука и бизнес: точка контакта», которая прошла в рамках Дня российской науки.
Сессия была посвящена основным принципам взаимодействия современной науки и бизнеса. Участники обсуждали, как бизнесу стать квалифицированным заказчиком, а ученому коммерциализировать свой проект, какая научная экспертиза и технологии нужны компаниям и с какими сложностями сталкиваются ученые на этапе реализации разработок. Участие в дискуссии приняли ученые, предприниматели и инвесторы.
Камила Зарубина представила основные достижения в части патентования и коммерциализации научных разработок в России. Согласно исследованиям Высшей школы экономики, в 2023 году затраты на проведение исследований и разработок в сравнении с 2010 годом выросли в 3,5 раза. Российский научный фонд в 2022–2023 годах увеличил финансирование проектов на 30%, а за 10 лет существования поддержал более 10 тысяч проектов.
Количество патентов с 2022 года увеличилось на 9%. По данным Роспатента, основные направления-лидеры в патентовании — фармацевтика, автомобилестроение, медицинские технологии, нефтедобыча и нефтепереработка.

Спикеры сессии отметили, что наука и бизнес зачастую живут в разных реальностях, хотя, казалось бы, должны синергично взаимодействовать. Чаще всего ученому сложно перестроить свое мышление, и приходится оставить исследования, чтобы заняться бизнесом, отметил руководитель научной группы «Квантовые информационные технологии» Алексей Федоров. Выходом, по его мнению, становится дополнение команды ученых хорошим предпринимателем.
Помимо всех инфраструктурных составляющих, очень важно, чтобы ученый обладал внутренней силой и энтузиазмом, чтобы довести продукт до рынка, уверена Алла Панченко, заместитель директора Центра индустриальной технологии и предпринимательства Сеченовского университета. Зачастую деньги привлекают проекты, поймавшие волну хайпа, но реально не создающие важных технологий, тогда как хорошие и важные начинания вязнут в трясине, добавила она.
Четкая коммерческая цель, гибкость и адаптивность на рынке, сильная компетентная команда под запрос и партнерство с индустрией — вот основные составляющие успеха, резюмировал руководитель направления образования ГК «Элемент» Наиль Вяльшин.
По материалам Sk.ru