Использование ИИ в учебе: помощь или…

Согласно исследованию Ассоциации «Я – профессионал», проведенному в феврале 2025 года, 85% учащихся российских вузов в той или иной степени прибегают к помощи искусственного интеллекта.
Анализ показал, что почти треть студентов (29,3%) используют нейросети в учебе и повседневной жизни регулярно. Значительная доля (35,4%) прибегает к ним время от времени, а 20,3% – эпизодически. Лишь небольшая часть опрошенных (9,7%) пробовали нейросети, но отказались от их использования, и совсем незначительное количество (4,8%) никогда не имели опыта работы с подобными технологиями.
Среди наиболее популярных задач, для решения которых студенты используют ИИ, лидирует поиск информации (77%). Значительное число респондентов (43%) применяют нейросети для создания эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ. Более трети (36%) генерируют изображения с помощью ИИ, четверть (24%) – презентации, а 22% – программный код.
Как сообщили в Высшей школе экономики, руководство университета в прошлом году официально одобрило применение технологий. В рамках эксперимента студенты направлений «Философия», «Медиакоммуникации», «Международные отношения» и «Востоковедение» смогли обращаться к языковой модели от «Яндекса». Правда, только для сбора и анализа информации, проверки текста на ошибки и грамотного оформления.

Прогресс не остановить. И запрещать выпускникам пользоваться искусственным интеллектом нельзя, уверен руководитель департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ Евгений Соколов:
«С самым важным они студенту не помогут — не придумают за них инновационную идею, не совершат научное открытие, не продумают концепцию дипломной работы. Скорее, технологии помогут с базовыми задачами: найти информацию, улучшить текст, может быть, найти ошибки в коде. Поэтому почему бы подобное не использовать на практике? Это же просто помощник, который делает работу эффективнее. Запрещать сегодня студентам использовать нейросети то же самое, что не разрешить им работать на компьютере».
Архитектор Матвей Шувалов закончил вуз в 2023 году. По его словам, к созданным ChatGPT изображениям и примерам визуализации от научных руководителей вопросов не было:
«Другое дело, если пытаешься сгенерировать текст. К этому всегда резко негативное отношение. Тем не менее какие-то работы всегда было можно создать таким образом. Но невозможно получить полностью готовый результат — проект, курсовую, какой-то осмысленный текст, сопровожденный еще толковой графикой только с помощью нейросетей, не прикладывая дополнительных усилий и не комбинируя инструменты».

Однако, по словам ректора МАРХИ Дмитрия Швидковского, этот инструмент работает неидеально: «Все-таки искусственный интеллект в архитектуре, в благоустройстве жизни и среды берет на себя слишком много, выступает таким нечеловеческим исполнителем, а это должен все-таки создавать человеческий разум».
Но не стоит забывать и об ошибках нейросетей, например, о так называемых галлюцинациях или неконтролируемых ответах. Иногда, не обнаружив правильного решения, ChatGPT выдает первую попавшуюся ссылку, которая кажется ему подходящей. И здесь есть немало рисков, связанных не только с защитой научной работы, подчеркнул руководитель R&D-лаборатории Центра технологий кибербезопасности ГК «Солар» Максим Бузинов:
«Большие модели можно сравнить с огромными библиотеками, в которых хранятся как и хорошие учебники, так и желтая пресса. Эти модели не понимают законов физики, в них не заложена логика, они не умеют отличать ложь от истины. В физике перепутать символ в уравнении означает просто провалить эксперимент и всю работу. Если это попробовать применить на практике, то возникнет просто коллапс».
Именно по этим причинам в некоторых странах введен официальный запрет на использование ChatGPT в университетах и школах. Например, студентам американских, французских и индийских вузов при работе над дипломами разрешено пользоваться только своим интеллектом.
По материалам Газета.ру и Коммерсантъ
Использованы фото из открытых источников Яндекс.ру и PxHere